«Не вижу смысла ходить в церковь»

Именно так, на вопрос о причинах игнорирования еженедельных воскресных богослужений, отвечает множество крещёных людей, которые в воскресный день предпочитают делать всё что угодно, кроме посещения воскресной Литургии…

Множество крещённых в Православии людей в воскресный день остаются дома, едут за город, идут в гости, занимаются шопингом, – словом, делают всё что угодно, кроме посещения воскресной Литургии в храме.

Все эти люди, имея массу «уважительных причин» игнорировать главное христианское богослужение, на самом деле действительно «не видят смысла» ходить в храм не только по воскресеньям, но и ходить туда вообще, – за исключением разве что традиционного освящения пасхальных куличей и тех дней, когда там «святят водичку»…

Каждый человек, принимая Таинство Крещения, даёт Христу (либо своими собственными устами, либо устами своих крёстных) определённые клятвы – и, тем самым, душа человека становится Христовой – т.е. посвящённой Христу и Ему обручённой.

В евангельской притче о десяти девах Христос открывает нам важнейшую тайну: человеческая душа по своей природе – невеста Христова.

Христос называет Себя Женихом, а души людские – девами. При этом, естество плотское здесь не имеет значения – равноангельная человеческая душа пола не имеет.

Но обручение – это ещё не брак.

Можно обручиться, а до брака так и не дойти – например, изменив своему жениху или, каким-то образом, не пройдя тех испытаний, которые делают невозможной брачную жизнь.

Иными словами, в течение нашей временной жизни здесь на земле, мы должны доказать Христу нашу верность, дождаться Его, не изменить Ему, не влюбиться в других женихов, которые прельщают душу.

Эти «женихи» (различные идолы, духовные призраки, фантомы) влекут к себе, и мы влечёмся к ним, как легкомысленная девица влечётся к щёголю, который красиво говорит и красиво одевается.

Так и души наши влекутся то в одну, то в другую сторону, развлекаясь вниманием в этом суетном мире. Но душа наша, как любящая невеста, должна была верной Христу – своему Небесному Жениху.

Однако в чём же проявляется эта верность?

В Евангелии от Луки (Лк. 14:16-23)  есть притча о званых на пир, в которой рассказывается о том, как некий царь приготовил большую трапезу, накрыл стол и позвал множество людей.

Позвал людей не случайных, а специально призванных, т.е. позвал СВОИХ.

Царь отправил своих рабов пригласить на пир этих людей. А те, как сговорившись, стали отказываться.

И причины для отказа назывались самые житейские.

Один купил поле и хотел его осмотреть.

Другой приобрёл пару волов и хотел их испытать.

Третий женился и, занятый своими житейскими радостями, не хотел отвечать на приглашение.

О каком же пире говорит Господь в этой притче?

О какой трапезе? ЧТО это за трапеза?

Господь зовёт всех нас, избранных, на Свой пир, образом которого и является Божественная Литургия.

Мы, собранные в храме Божием, слышим песнопения, слушаем Евангелие, благодарим Господа, едим и пьём от одной Чаши.

Это – и есть Божественная Трапеза.

Здесь есть Царь, возлежащий посреди пирующих.

Здесь есть и Агнец Божий – Сам Христос, «приносящий и приносимый, приемлющий и раздаваемый».

Царь посреди трапезующих, таинственная еда, таинственное питьё. Совершенно особая пища – пища НОВОЙ жизни.

В притче о званых на пир говорится о том, что на этот пир не пошли вначале одни, потом другие, потом третьи. Как, впрочем, и сегодня множество крещёных людей на пир не идут.

Но куда бы ни шли званные и избранные Христовы в День Христов, день воскресный – на поле ли, к волам ли, к жене ли, в бильярд или в гости, – всё это есть отрицание призыва прийти на пир.

Кстати, заметьте: люди отвергают призыв на пир по мотивам земным.

Никто не говорит, что я, мол, царя ненавижу.

Никто не говорит дерзостей.

У каждого есть какая-то причина, но причина чисто земная.

Земная жизнь втягивает человека, как воронка водоворота.

Втягивает, чтобы потребить его без остатка. И это каждый знает по себе.

Мы все живём, в принципе, одной и той же жизнью, потому что все мы – Адамовы дети, поэтому жизни наши сходны.

Все мы знаем, как засасывает человека суета. Мы знаем, что очень часто эта суета закручивает и перемалывает человека так, что самые невинные и простые вещи превращаются порой в настоящую стену между человеком и Богом.

Самая главная стена между человеком и Богом – это грехи.

Грехов тысячи, как пылинок в воздухе. Но оказывается, что и простые житейские вещи могут стать стеной между человеком  и Богом.

Пойти на поле и проверить его.

Купить волов и испытать их.

Жениться и отдаться радостям супружеской жизни, отказавшись от участия в трапезе Царя.

Такие невинные, казалось бы, вещи…

Ни в волах, ни в поле, ни в женитьбе нет греха. Грех в том, что человек безраздельно погружается в житейское и никак не может освободить время, сердце, ум, совесть, жизнь – для Бога.

Вот в этом – грех.

Дело в том, что главное в христианстве – это не только убеждённость в том, что Бог есть и что Христос воскрес.

Христианство – это жизнь литургическая, вера полнокровная, полноправная, могущая родить из себя и подвиг, и труд, и какое-то совместное важное дело.

Христианство – это принадлежность к евхаристической общине!

Просто вера в то, что Бог есть, – это хорошо, но этого крайне мало.

Просто вера не спасает человека.

Как говорит апостол Иаков, «ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19).

Трепещут, но не каются, не меняются!

Поэтому, вера – это важно, но вера должна быть плодотворная, живая, церковная.

В конце притчи Господь говорит, что никто из людей званых, отказавшихся прийти на пир, не вкусит Вечери.

Это значит, что они лишены навсегда Царствия Божия.

Вот цена предпочтения земной суеты воскресной службе!

Нужно быть благодарным Царю Небесному за то, что Он с величайшей любовью (честно говоря, с совершенно непонятной любовью) относится к человеку.

Ведь Господь как Хозяин мира мог бы бить нас по голове каждый раз, когда мы грешим или замышляем плохое.

Но Господь Бог вместо этого с величайшим терпением ведёт каждого, слегка прикасаясь к его душе, нашёптывая полезные вещи и мудрые мысли.

Он очень осторожно устраивает нужные житейские ситуации, дарит встречи с нужными людьми. И целыми годами ведёт отдельную душу.

Ведёт очень, очень осторожно.

Господь действительно – величайший Человеколюбец и Долготерпеливец.

И если говорить нашими категориями, Господь – уникальный миссионер.

Он умеет каждому говорить то, что нужно, и только то, что человек может понять.

Вся история мира длится для того, чтобы то там, то здесь совершались встречи отдельного человека и Живого Бога.

В этом – духовный смысл истории.

ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В ХРАМ КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ?

«Хочется выспаться», «Надо сделать какие-то дела, которые накопились за неделю», «Не вижу смысла»…

На самом деле, чтобы обосновать свою лень, можно найти и не такие возражения.

Между тем, требование регулярного посещения храма Божия выдумано не людьми.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:8-11).

Согласитесь, что если это говорит Сам Творец, то творение должно беспрекословно отвечать повиновением.

Повелитель времени дал нам все сутки нашей жизни. Неужели Он не может потребовать, чтобы мы из 168 часов недели отделили Ему всего несколько часов?

И при этом время, потраченное в храме, идёт нам же на пользу.

Если врач прописывает нам процедуры, то разве не стараемся мы точно исполнить его рекомендации, желая исцелиться от болезней тела?

Почему же мы игнорируем слова Верховного Врача наших душ и тел?

В Новом Завете большим праздником стало воскресенье, потому что Христос, восстав из мертвых, освятил этот день.

Согласно 80 правилу VI Вселенского Собора «если кто из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, в три воскресные дни в продолжение трёх седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Вряд ли Творец стал бы давать нам нелепые повеления. Да и церковные правила написаны вовсе не для того, чтобы мучить людей.

По слову Господа, весь закон Божий сводится к двум заповедям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… (и) возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).

Но разве можно исполнить эти заповеди без посещения храма?

Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним?

Разве можно представить себе, чтобы влюблённые избегали встреч друг с другом?

Так и человек, действительно любящий Бога, стремится к Нему на встречу.

Храм – это место встречи человека с Богом.

Именно в храме (и только в храме!) Господь пребывает Своим Телом и Кровью.

Здесь Он заключает вечный союз с человеком в Таинстве Крещения.

Здесь Он возрождает нас в Таинстве Покаяния и Причащения.

Где ещё, кроме храма, существуют ТАКИЕ источники Вечной жизни?

Вот почему Церковь – наша малая Небесная Родина.

Неслучайно те христиане, которых мы считаем образцовыми, – первые христиане апостольской Церкви в Иерусалиме, – «были вместе и имели всё общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2:44-47).

В церкви мы избавляемся от гнёта нашей повседневной суеты и вырываемся из сетей кризисов и войн в Божий покой. И это – единственно правильное решение.

Ни ругательства, ни революции, ни злоба и ненависть, а лишь церковная молитва и личные добродетели могут изменить мир!

И это – вовсе не глупость и трусость. Это – настоящая мудрость и мужество.

Лишь глупец будет пытаться справиться с социальной несправедливостью и натиском всемирного зла путём войн и революций.

Только Всемогущий Бог, на правосудных весах которого взвешена каждая человеческая душа, защитит Своё творение и всё устроит во спасение – как отдельного человека, так и любых человеческих сообществ.

Поистине храм – это Небесное посольство на Земле, где мы, странники, ищущие небесного Отечества, получаем поддержку.

И наша совместная молитва в храме будет скорее услышана Богом, чем молитвы гордого одиночки.

Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).

Здесь, в храме, мы совместно можем помолиться и о наших личных бедах, о своих родных и близких, и обо всём мире.

В храме мы общаемся и с теми, кто ушёл из этого мира, но не покинул Христову Церковь. И сами умершие, нередко являясь нам во сне, умоляют помолиться о них в церквах.

Они говорят, что каждое поминовение для них – как день рожденья, а мы часто пренебрегаем этим.

Где же тогда наша любовь?

Представим себе их состояние.

Они без тела. Причаститься не могут. Никаких внешних добрых дел они тоже делать не могут. Поэтому они очень ждут от своих родных и друзей поддержки.

А что они получают в ответ?

Отговорки в виде нелепых фраз о том, что «у меня нет времени» и «я не вижу смысла ходить в храм»?

Но ведь это всё равно, что сказать голодной матери: «Уж прости. Не дам я тебе поесть – спать уж больно хочется, да и вообще… некогда мне».

А ведь для умерших церковная молитва – это и есть настоящая пища (а не те «завтраки», которые носят родственники на их могилы).

Кстати, по поводу «мне некогда» – по поводу сетования на то, что у нас нет «лишнего» времени на посещение храма.

Большинство из нас просто не знают о том, что все наши проблемы связаны не с церковью, а с тем, что ритм нашей жизни не соответствует Божьей воле и потому изматывает нас.

Не задумываемся мы о том, что ИМЕННО БОГ – Источник всех сил Вселенной.

И только Он может дать и время, и силы, и разумение всем надеющимся на Него и служащим Ему.

Причём, что интересно: люди, которые не ходят в храм по причине того, что им «не хватает времени» для общения с семьёй, зачастую не обменивается с близкими и десятком слов за день, сжигая своё свободное от работы время у телеящика или у монитора компьютера…

Ещё одна зарисовка с натуры.

Начиная с апреля и вплоть до октября утренние воскресные электрички забиты «дачниками».

Оно и понятно: в наше время трудно выдержать зиму без тех заготовок, которые люди делают из выращенных на своих приусадебных участках овощей и фруктов.

Но как часто ожидаемый урожай гибнет от саранчи, засухи или болезней. Почему?

Потому что ИМЕННО ГОСПОДЬ – Владыка погоды и податель урожая.

Без Его воли ни один колос на поле не взойдёт. Но когда люди полагаются только на свои силы и молятся не Богу, а Гидрометцентру, тогда Бог всем наглядно показывает – Кто в мире Хозяин!

Исторический пример, который имеет место и до сего дня: в Оптиной Пустыни урожаи превышают урожай соседних хозяйств в 3-4 раза, хотя и там, и тут используется одинаковая техника землепользования.

Часто люди отказываются ходить в храм по причине того, что «там ничего не понятно».

Мол, служба идёт на «непонятном языке», «батюшка бубнит», «чтец тараторит», «хористы воют», «бабки шипят» и масса всего другого, понуждающего человека быстренько «поставить свечку» и пробкой вылететь на улицу.

Да, это всё имеет место.

Но давайте представим себе первоклассника, который оказался вдруг на уроке алгебры в 11 классе и, естественно, придя в ужас от всего там увиденного, отказывается от хождения на занятия под предлогом того, что «там ничего непонятно».

Поверьте, что наука духовной жизни, наука жить с Богом не менее сложна и изящна, чем математика, так позвольте ей иметь свою терминологию и свой язык!

Нелепо в наше время, когда многие стали изучать китайский язык, сетовать на непонятность церковнославянского – отца всех современных славянских языков.

Церковнославянский язык – это не латынь и не санскрит.

Это – священная форма нашего языка. И им можно в совершенстве овладеть в течение месяца – было бы желание!

Для православных людей славянский язык дорог тем, что он даёт нам возможность максимально точно слышать Слово Божие. Мы в буквальном смысле можем слышать букву Евангелия, потому что грамматика славянского языка почти тождественна грамматике греческого, на котором и дано нам Откровение.

Словом, надо не отказываться от храмового обучения, а постараться понять, ЧТО ИМЕННО нам непонятно.

Сегодня, когда полки православных магазинов забиты литературой на любой вкус, когда существует масса полезнейших интернет ресурсов, любой человек может получить качественное духовное образование, не учась в семинарии.

«Я верю в Бога, но не верю попам, а потому не хожу в церковь»

Ещё одно весьма расхожее возражение против 4-й Заповеди.

Что ж, от прихожанина никто и не требует, чтобы он верил священнику. Верить нужно только Богу!

А священники – лишь Его слуги и орудия исполнения Его воли.

Некто сказал, что ток идёт и по грязному проводу.

Вот так и благодать передаётся через ЛЮБОГО законного (т.е. правильно рукоположенного) священника.

По верной мысли святителя Иоанна Златоуста, «мы сами, сидящие на кафедре и учащие, сплетены с грехами… Бог попустил самим священникам рабствовать страстям, чтобы они из собственного опыта научились снисходительно относиться и к другим».

Представим себе, что в храме будет служить не грешный батюшка, а Архангел Михаил. После первого же разговора с нами он вспыхнул бы праведным гневом, и от нас осталась бы только кучка пепла.

А вообще это утверждение сравнимо с отказом от медицинской помощи по причине коррумпированности современной медицины.

И хотя гораздо более очевидно корыстолюбие отдельных врачей, люди всё же не отказываются от лечения.

Почему же тогда, когда речь заходит о более важном – о здоровье души! – вспоминают любые были и небылицы о служителях Божьих, лишь бы не идти в храм?

В одном древнем Патерике описан такой случай.

Один монах жил в пустыне, и к нему ходил священник причащать его.

И вот однажды он услышал, что причащающий его священник блудит. И тогда он отказался у него причащаться.

В эту же ночь он увидел откровение: стоит золотой колодец с хрустальной водой и из него, золотым же ведром черпает воду прокажённый. И голос Бога сказал: «Видишь, как вода остается чистой, хоть и даёт её прокаженный? Так и благодать не зависит от того, через кого она подаётся».

После этого пустынник вновь стал причащаться у священника, не рассуждая – праведен он или грешен.

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен; ибо силён Бог восставить его» (Рим. 14:4).

«Церковь не в брёвнах, а в рёбрах, – поэтому можно и дома помолиться»

Это утверждение, с терпким запашком сектантства, на самом деле не лишено рационального зерна.

Бог действительно обитает и в телах христиан.

Но вот какое дело: входит-то Он в них чрез святое Причастие, подаваемое исключительно в храмах. И не иначе.

«Я не могу находиться в храме – мне там сразу становится плохо»

Люди, которые по этой причине обходят храм стороной, не знают о том, что все храмы освящены Духом Святым.

Во всех церквах пребывает Христос Спаситель Своим Телом и Кровью.

Дело только в человеке.

Ведь бывает и так, что плохо людям становится не только в битком забитом, но и в совершенно пустом храме.

Христиане прекрасно знают духовные причины этого явления.

Злые дела, в которых человек не желает раскаиваться, отгоняют благодать Божию. Вот это сопротивление злой воли человека силе Божией и воспринимается им как «мне плохо в храме».

Известны случаи, когда наёмные убийцы и проститутки не могли выносить запаха ладана и падали в обморок.

Известны случаи, когда невеста, вступавшая в интимные отношения непосредственно накануне свадьбы, во время Таинства венчания падала в обморок (как правило, во время чтения Евангелия).

Особенно часто такое происходит с теми, кто занимается магией, астрологией, экстрасенсорикой и прочей бесовщиной.

Некая сила скручивает этих людей в самые важные моменты богослужения, и из храма их забирает порой «скорая помощь».

Весьма показателен в этом плане случай, произошедший в конце 90-х с известным психотерапевтом Анатолием Кашпировским. Этот недюжинного здоровья телемаг неожиданно потерял сознание во время посещения святынь Киево-Печерской Лавры.

И вот тут мы сталкиваемся с ещё одной причиной отвержения храма.

Не только человек, но и те, кто стоят за его греховными привычками, не желают встречи с Творцом. Эти существа – падшие ангелы, бесы.

Именно эти нечистые сущности мешают человеку войти в храм.

Они же отнимают и силы у стоящих в церкви.

Бывает, что один и тот же человек может часами сидеть в «качалке» или в социальных сетях, но не способен и 10-ти минут провести в присутствии Творца.

«У меня Бог в душе и мне Церковь не нужна – я и так делаю только добро!»

Это возражение встречается, пожалуй, чаще всего.

Но что понимать под словом «Бог»?

Если речь идёт просто о совести, то, конечно, у любого человека она в душе есть.

Но совесть – это не Бог, а лишь Его голос. Ведь если из динамиков ты слышишь голос президента, то разве это значит, что он у тебя в квартире?

Также и наличие совести не говорит о том, что Бог у тебя в душе.

Вы просто вдумайтесь: Кто такой Бог?

Это – Всемогущий, Бесконечный, Всеведущий, Вездесущий, Вечный, Праведный, Благой бесплотный Дух, Творец мироздания, Которого не вмещает вся Вселенная.

Так как же может вместить Его твоя пространственно ограниченная душа?

Что же касается того, что «я и так делаю только добро», то позвольте усомниться в вашей праведности.

Что считать критерием добра и зла?

Ведь и Ленин, и Берия, и Геббельс, и Пол Пот были искренне уверены в том, что они делают доброе дело и считали себя абсолютно правыми!

Поэтому если мы имеем право сами для себя определять мерило добра и зла, то по справедливости должны это же позволить и всем убийцам, извращенцам и насильникам.

Так что позвольте Богу не согласиться с вашими критериями, и судить вас не по вашим, а по Своим меркам, ибо только Господь истинно праведен и правосуден!

Да и с чего вообще мы взяли, что Господь Вселенной будет исполнять нашу повреждённую грехом волю?

Мы игнорируем Его Заповедь о седьмом дне Покоя, но при этом считаем, что Он нам чем-то обязан?

Не глупо ли это?

Возвращаясь к притче о званых на пир, хочется подчеркнуть, что Господь позвал нас, чтобы мы были с Ним вечно.

Церковь есть царский дворец, в котором Царь нас угощает.

Царь Сам нам служит.

Поэтому будем любить Церковь, будем благодарны Богу, что не мы Его нашли, а Он нас нашёл – на распутьях и на дорогах.

Очень тонким, очень мудрым, непостижимо глубоким Промыслом Господь привлекает нас к Себе: кого-то через книгу, кого-то – через скорбь, кого-то – через радость, через друзей, через жену, через потерю близкого.

Каждого – по-своему.

Нужно трудиться, нужно строить, пахать и сеять, и делать массу остальных вещей – кто к чему призван. Но при этом следует знать, что никакое земное дело не имеет права заслонить от нас Того, Кто нас создал, Кто нас искупил.

Христос говорил: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13).

Вот мы и приходим в храм, чтобы научиться здесь молитве, а через неё – научиться жить.

Причём, заметьте: эту притчу рассказал нам Тот, Кому мы молимся, Кто принимает наши молитвы, от Кого зависит каждый миг нашей жизни, Кем мы живём, и движемся, и существуем.

Подготовил священник Александр Каневский